Сергей Миров
Сергей Миров

Продюсер, музыкант, автор песен, телережиссер, журналист, теле- и радиоведущий. Генеральный продюсер международного фестиваля «Сотворение Мира».
Шеф-редактор Топфотопа.

mirov@top4top.ru

Сайт: www.top4top.ru

Как еще можно читать

  • Подписаться в Livejournal
  • Подписаться в Liveinternet
  • Читать в Яндекс.Ленте
  • Читать в Google Reader
  • Подписаться на RSS

3 February 2010

Рассказ Андрея про Пермь (или о Перми?)

Рассказ перенесен из моего другого поста. Прошу всех отзываться здесь!

Отзываюсь на предложение Сергея Мирова рассказать «про Пермь», про которую последние два месяца все «много всякого слышат». Но начинать с того, что «все слышат» мне не хочется, потому что, во-первых то, что «всем слышно», мягко говоря, не может и не должно служить образом ни самой Перми, ни её истории, ни людей её населяющих (за исключением отдельной категории руками водящих товарищей), а во-вторых, также мягко говоря, - не во всём соответствует действительности. Имеется в виду трагическая история с «Хромой лошадью». Она уже из трагической (как и всё в нашей Раше) плавно начала перетекать в трагикомическую. Но об этом может быть потом.

Поскольку Сергей предложил это сделать на его страничке, я это и делаю, при этом остаюсь в неуверенности а туда ли я «делаю». Если не туда, то как говорится, «шеф поправит».

Итак, «Про Пермь»

Хочу начать с …фонетики. 90% , если не больше, русских людей, не живущих и никогда не живших в Перми и Пермском крае произносят слово «Пермь» НЕПРАВИЛЬНО, даже дикторы и ведущие центральных теле и радиопередач. После «Хромой лошади» ситуация с произношением у этой категории трудящихся заметно улучшилась, видимо были даны соответствующие разъяснения и проведены необходимые тренинги.
Пермь правильно произносить надо примерно вот так: «ПЕРЬМЬ», то есть и «р» - очень мягкая и «м» тоже очень мягкая. Тренироваться лучше перед зеркалом…
Тренируйтесь, а я попробую про историю.

Почему Пермь?

Продемонстрирую это «исторически-лингвистическим» способом, но в обратном порядке, то есть, начиная от сего дня и примерно до 700 года нашей эры:

ПЕРМЬ –ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ - ПАРМА – БЬЯРМА – БЬЯРМИЯ (Биармия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland))

Вопрос о том, кто такие легендарные биармы, относится к традиционному кругу проблем, выдвинутых историками прошлого века. Частично этот вопрос приобрел романтическую окраску особенно для финнов, которые пытались обнаружить в древненордических сагах о биармах отголоски воображаемого величия финно-угорской первобытной эпохи.
Норвежец А. В. Броггер и финн А. М. Тальгрен — единственные археологи, которые подошли более детально к вопросу о биармах с позиций археологии.
По мнению Тальгрена, существовали ТОЛЬКО ДВЕ возможности для локализации страны биармов. Это была или теперешняя Пермь в верховьях Камы, или (и) Приладожье, поскольку и там, и там были обнаружены скандинавские находки, которые могли бы быть свидетельством посещений этих мест норвежцами. Об этом же свидетельствует группа археологических находок, которая в какой-то мере характеризует экономическую деятельность и политические взаимоотношения в Северной Европе упомянутого периода, а именно обнаруженные в Финляндии и северной Скандинавии так называемые пермские предметы, причём в очень больших количествах.
В Финляндии, как и в шведской Лапландии и в северной Норвегии, такие находки, представляют почти нормальное явление. Довольно часто описываются пояса и обкладки поясов типа Ломоватовской культуры, центр находок которых располагается на Каме (Пермский край) и в области Вятки (соседняя с Пермским краем Кировская область, если уже не переименовали в Вятскую). Отдельные обкладки были найдены в других районах. В Финляндии они обнаружены по меньшей мере в 13 случаях. Обкладки этих поясов встречены в следующих шести местах: Каавонтенккя, Питкясмяки, Юлипяя, Мюнянумми, Кирмукарму и Пешшланмякки. Речь идет о погребениях по обряду трупосожжения, но в последнем случае имеется в виду погребение с трупоположением, где сохранились остатки точно таких же кожаных поясов. Можно заметить, что обкладки расположены точно в таком же порядке, как на подлинных пермских поясах. Из этого ясно, что привозились целые пояса, а не их части. Все упомянутые предметы обнаружены в богатых мужских финских и норвежских погребениях. Эти пояса относятся ко времени около 700 г. Ранее существовало представление, что финские купцы привозили их с собой домой. Однако более правдоподобным является противоположное мнение, а именно что принесло их с собой(!!!) население, пришедшее с востока(!!!). Аналогичные поясные детали обнаружены в находках на территории юго-восточнее Ладоги, а один экземпляр даже в королевском кургане в Уппсале в Швеции, что является доказательством высокой ценности этих поясов для тех, кто ими пользовался. Можно предположить, что они являлись магическим средством, которое либо оберегало того, кто его носил, либо наносило вред его врагам, или же, возможно, вызывало бурю или усмиряло ее. Все датированные находки являются более древними, чем время викингов.
Кто хочет подробнее: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/biarmia.html

История не утомила?
Произношение освоили?
Продолжать?

47 комментариев

  • Андрей
    Андрей 6 February 2010 (Отредактировано через 6 минут)

    radar_perm, ещё дополню: "Не Вишера впадает в Каму, а Кама в Вишеру"
    А измеряют очень просто - по величине т.н. годового стока (сколько кубических километров воды за год река спускает в месте слияния с другой рекой). Так что, строго "гидрологически", Волга, ПОСЛЕ слияния с Камой (Вишерой), должна называться Вишерой.

  • Жажда
    Жажда 6 February 2010

    "Это у них и ныне эталоном настоящего мужчины считается отважный, гордый и свободный духом, независимый человек, который ощущает свою особость и превосходство."
    О!!! Аплодисменты стоя.

  • Андрей
    Андрей 6 February 2010

    Татьяна.
    "...Однако, если посмотреть на фотографии, то вы увидите красивейшую женщину-кержачку (или казачку) с явно НЕСЛАВЯНСКИМ лицом!.."

  • Жажда
    Жажда 6 February 2010 (Отредактировано через 2 минуты)

    @Андрей, я бы очень хотела посмотреть на фогографии....

    Ну а вообще, конечно, какой прекрасный альянс. Сильный, особенный мужчина и красивая женщина.
    Думаю, Она - тоже не из слабачек.

  • radar_perm
    radar_perm 6 February 2010

    @Андрей, Не Мойва впадает в Вишеру, а Вишера впадает в Мойву, если я название не перепутала. Это со слов туристки Ольги Демаковой.

  • Александр Кабанов
    Александр Кабанов 6 February 2010

    Само название "Кержак" с нижегородской земли. От реки Керженец, где было одно из самых крупных поселений староверов. И именно с этого места большинство отправилась на Урал.
    Нижегородская область до сих пор делится на север (таёжный старообрядческий) и юг (смешанный лес и традиционный).

  • Андрей
    Андрей 6 February 2010 (Отредактировано через 1 минуту)

    Жажда, если не трудно, подойди к зеркалу, и увидишь... не знаю, какого Ты происхождения, но вылитая копия!

    radar_perm, не Мойва, а Колва.

    big_nn, не совсем так. Нижегородских староверов издавна называли калугурами. У Туровой в книге этому посвящен целый раздел.

  • Жажда
    Жажда 6 February 2010

    @Андрей, ты считаешь, что у меня "неславянское" лицо? Ооооо...
    Предки мои, насколько я знаю - с одной стороны Ярославль и Питер, с другой - Иваново....

  • Андрей
    Андрей 6 February 2010

    Татьяна, Ярославль, Питер, даже Иваново всё же ближе к Северу тяготеют.
    Славяне - слишком широкое понятие, но в любом случае это где-то ближе к Югу. Сербы, болгары, украинцы. Посмотри на лица их женщин (можно в Интернете).

  • Жажда
    Жажда 6 February 2010

    @Андрей, угу, посмотрю. В интернете, конечно же. Где ж еще?
    Хотя... для меня все женщины красивые.

  • Андрей
    Андрей 6 February 2010

    Татьяна, я не говорил о некрасивых женщинах...

  • Жажда
    Жажда 6 February 2010

    @Андрей, ну да. Уверена - для тебя тоже. Я некорректно выразилась.

  • Андрей
    Андрей 7 February 2010 (Отредактировано через 1 минуту)

    Небольшое дополнение.
    Семья крестьянина-кержака (15-20 чел., часто в одной семье присутствовали представители 3 поколений) имела в собственности(!) 65-80 га пахотных земель, примерно такое же количество лесных угодий, в обязательном порядке - собственную (как правило, водяную) мельницу, 10-15 голов крупного рогатого скота, до 120 голов - овец и коз, гусей - никто не считал, кур никто не разводил. "Курица - не птица" - от них пошло. На конец XIX века, несмотря на "зону рискованного земледелия" и крайне бедные кислые почвы, урожайность зерновых в течение 10 лет не опускалась ниже 94%.В прудах - рыба. В лесу - грибы, ягоды, пушнина. В спускавшихся с гор реках - золото, изумруды и алмазы.

    Вся(!!!) Венеция и почти весь старинный Санкт-Петербург стоят на сваях из пермской (карагайской) лиственницы.

  • Александр Кабанов
    Александр Кабанов 7 February 2010 (Отредактировано через 14 минут)

    @Андрей,
    Калугурами у нас (нижегородская область) до сих пор называют староверов. Только произносят сейчас кулугуры. Причём, произносится как ругательство, типа: "Ну, кулугуры ..... ля ля."
    А как вы думаете, откуда тогда появилось слово кержак?

  • Андрей
    Андрей 7 February 2010 (Отредактировано через 9 минут)

    big_nn, История пока об этом умалчивает. Но точно известно, что ещё задолго до прихода на Урал калугуров, вятские и пермские староверы уже называли себя кержаками. Слово "кержак" и на Урале сейчас, если не оскорбительное, то несколько пренебрежительное.
    "Вот какие эти кержаки смешные были! Не пускали к себе никого, только из своей посуды ели, Чудаки!"
    А те, кто пускал, вымерли давно от тифа, сифилиса и холеры...
    Хорошо известно, что, узнав о надвигающейся чуме, московская знать отводила своих детей в семьи староверов, для спасения. "Вера старая, крепкая, оборонит".
    Вот, кому интересно на видео, правда здесь о Челябинских кержаках, но в принципе всё так же, а в Пермском крае их гораздо больше:
    http://1obl.ru/specialreports/society/2009/10/06/serpievki/

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно войти Facebook_16 Vkontakte_16 или зарегистрироваться.