Юлия Ародис

Искусствовед, арт-критик, директор Санкт-Петербургского музея игрушки.

47 пользователей задали 113 вопросов и получили 108 ответов.

Как еще можно читать

Задайте свой вопрос.

  • Андрей спросил 29 January 2010

    Уважаемая Юлия.
    В своей заметке "Прорыв блокады: город" http://top4top.ru/arodis/posts/6496 Вы упомянули исследование Анн Шутценбергер: "Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы".
    Не моглы бы Вы подробней рассказать о Вашем личном отношении к подобного рода исследованиям и выводам?
    Спасибо.

    Ответ: 

    Уважаемый Андрей, я перечитала книгу и готова обсуждать её.

    Если говорить в самом общем смысле, то к "подобного рода исследованиям" я отношусь с большим интересом. К "выводам" же Анн Шутценбергер я не могу никак относиться, потому что единственный вывод, который она делает из своей клинической практики - неясность механизмов трансгенерационного наследования. Могу только отметить его корректность, потому что в данном случае любой другой вывод на уровне современного знания был бы шарлатанством.

    Но хотела бы уточнить Ваш вопрос. В данном случае под словами "подобного рода исследования" Вы разумеете ТЕМУ исследования или же МЕТОДЫ, примененные ученым?

    написать комментарий

  • Сергей Миров спросил 14 January 2010

    Юля, загляните к Жажде, плиз. Там некто Андрей (хороший мужик), похоже, уже из семьи уходить собрался. Жажда ему крышу снесла. Есть ли рецепт?

    1 присоединился к вопросу:

    Ответ: 

    Сергей, я посмотрела и мне кажется, что человек просто Старый новый год не совсем удачно отметил. Ну, куда он может пойти из семьи? В темноту, на мороз? Не хотелось бы ошибиться, но всё утрясется, я думаю.

    Рецептов у меня нету, кроме как "время лечит" и "разум побеждает".

    Андрей, извините, ради Бога, если мои предположения насчет Старого нового года неверны.

    16 комментариев

  • Сбежавший из дурки спросил 8 January 2010

    Здравствуйте, Юлия. Вопрос мой наверное банальный, но для меня познавательный. Как, определить художественную ценность картины (критерии) ? Вопрос, возникает у меня в связи с непониманием того, почему картины, которые мне кажутся "слабыми" в своём художественном выражении, имеют огромную денежную стоимость, например, "Черный квадрат" Малевича. Заранее благодарю за ответ!

    Р,S. Маленькая история о компетентности некоторых "ценителей искусства". На одном закрытом украинском форуме, где выкладываются работы Дали, я разыграл форумчан (они пока об этом не знают) и выложил свою картину (откровенный бред), написанную в 10-летнем возрасте, указав при этом, что по мнению известного искусствоведа Жан-Батиста Деринье (которого на самом деле не существует), это одна из неизвестных работ Дали, выполненная в несвойственной ему манере. Каково же было моё удивление, когда комментирую указанную картину, многие "знатоки прекрасного" поддержали мнение мифического Деринье об авторстве картины, увидев там "руку Дали".

    2 присоединились к вопросу:

    Ответ: 

    Уважаемый Сбежавший, прошу простить меня за задержку ответа на ваш вопрос. Вовсе не простой, как и многие "банальные" вопросы. Он не вполне удачно сформулирован: "определить" художественную ценность произведения нельзя, определить (высчитать) можно только его рыночную стоимость. А понятие художественности тесно связано с эмоциональностью, с суждениями вкуса, с понятием эстетической выразительности. Художественная ценность "чувствуется", а не "определяется". Нередко в качестве критерия художественности приводят общезначимость произведения, но этот критерий давно устарел.

    Представление о "критериях качества" произведения искусства стоит, я думаю, выводить из определения:
    - произведение иобразительного искусства - это материальный объект, в чьем облике в гармоничной и эстетически выразительной форме кодируется эмоциональное отношение человека к явлениям реальности (в т.ч. к психической реальности самого человека), способный вызывать сопереживание зрителя и доставлять ему эстетическое наслаждение.

    Что значит "кодируется эмоциональное отношение человека к явлениям реальности"? Дело в том, что "изобразительное" искусство на самом деле не "изображает" (грушу на ветке, лодку на речке, взятие Бастилии, дурной сон художника, черный квадрат на белом фоне...), а ВЫРАЖАЕТ чувства ("эмоциональное отношение") художника к этой самой груше, лодке или к тому, что для него эти предметы символизируют. Высокое искусство (т.е. "очень художественное"))) отличается тем, что зритель, воспринимая его, задумывается не только о грушах, но о краткости человеческой жизни, или о ее прекрасных дарах, или о трудности созидания, которое дает зато прекрасные плоды, смотря по тому, КАК ИМЕННО художник эту грушу изобразил и ЧТО СКЛОНЕН ВИДЕТЬ сам зритель, к каким идеям и эмоциям он сам наиболее чуток.

    Вот эта "космичность" взгляда, неисчерпаемость содержания, потенциальное богатство интерпретаций - явные признаки настоящего искусства. Искусство дает зрителю возвышенный взгляд на жизнь, примиряет с нею, чтО бы ни было изображено и выражено.

    У Грина есть рассказ о скандальной супружеской паре: муж бежит со двора, прихватив деньги на выпивку (кажется, так), а жена преследует его. Спасаясь, он забегает в помещение, где идет художественная выставка. Жена спешит за ним и вдруг видит пейзаж, изображающий их собственный небогатый дворик с бельем, сохнущим на веревках. Рассматривая картину, женщина вдруг осознает, что ее жизнь, вроде бы самая обычная и неинтересная, кому-то может казаться очень достойной и счастливой, её дом и двор - уютными, желанными, и что эта привычная реальность - прекрасная часть прекрасного мира. Супруг присоединяется к созерцанию, и перед картиной происходит семейное примирение.

    На этом можно было бы закончить, воскликнув: "Вот она, сила искусства!" Но остается непонятным, что же такое "гармоничная и эстетически выразительная форма". Почему хорошей картиной "не налюбоваться"? Это называют "магией", "тайной", но речь идет о вполне постижимых, хоть и очень тонких и сложных решениях художника (сознательных или интуитивных).

    Кандинский, я думаю, верно уловил тот универсальный принцип искусства, который верен (в отличие от понятия красоты) для всех эпох и всех стилей:
    "Наша гармония покоится главным образом на принципе противоположения - этого величайшего принципа в искусстве во все времена" ("О духовном в искусстве").

    Что-то становится выразительным только в сопоставлении с чем-то противоположным. Тяжесть груши сопоставляется с гибкостью ветки, спокойствие Иисуса - со смятением апостолов ("Тайная вечеря" да Винчи"), паника жертв бомбежки - с уверенным и страстным призывом женщины с лампой ("Герника" Пикассо). Абстракционисты стали работать с "чистыми" контрастами цветов и форм, и это тоже было очень выразительно в лучших примерах. Если рассматривать любое значительное произведение искусства, то оно оказывается выстроенным, от замысла до малой детали, на "противоположениях": смысловых, образных, композиционных, линейных, тональных, цветовых. Но они не хаотичны, не случайны; контрастностью обладает и неумелый детский рисунок. У профессионала все эти контрасты подчинены строгой иерархии, что-то является главным. В "Тайной вечере" главный контраст - между фигурой Христа и фигурами апостолов. Этому "основному противоположению" подчинены все остальные контрасты, "работают" на него. Какой бы хаос в картине ни изображался, как произведение она должна обладать нерасторжимым единством; в ней "ничего не сдвинешь, не разрушив целое". Поэтому Кандинский и писал: "гармония покоится". Художник приводит все противоборствующие, друг друга оттеняющие и подчеркивающие элементы в гармоническую целостность, которая и дает зрителю наслаждение. Гармония настоящего искусства не наскучивает, не иссякает, в отличие от эпатажности или красивости поделок-"однодневок".

    Я написала очень общО; у каждого стиля своя излюбленная система образных и формальных контрастов, да и у каждого художника - своя.

    По поводу Малевича и его "Черного квадрата" я уже писала здесь: http://top4top.ru/bikov/posts/5364 (комментарии от 16 и 17 ноября)

    Теперь о том случае "внеэстетической оценки", о котором вы писали.

    Ничего удивительного. Громкое имя не только на дилетантов действует суггестивно. Потом-то заметят, всмотревшись, что и рисунок ноги не очень-то типичен, да и сочетание синего с оранжевым какое-то сомнительное. А первая реакция - "Ура!", ну просто сущие дети... Кроме совсем уж железобетонных. Знаете, сколько разочарований принесло совершенствование методов атрибуции? В начале 20 века в музеях мира числилось, кажется, 998 произведений Рембрандта, а теперь - 650 или того меньше. Такой вот облом.

    Что касается влияния знаменитого имени на рыночную стоимость произведения, то здесь уместны сравнения с раскрученным брендом и с историческим документом. Скажем, "красные ню" позднего Ренуара по качеству несравнимы с работами времен расцвета его таланта, однако же стоят куда дороже, чем более достойные по художественному качеству работы малоизвестного художника. Потому что это Ренуар, значительное историко-культурное явление, и любая его почеркушка так же ценна и интересна, как схема устройства отхожего места Летнем домике Петра I.

    написать комментарий

  • Гуля Мансурова спросила 5 January 2010

    Юлия, я Вас для себя "открыла" когда Вы представили на обсуждение иллюстрацию Доре "Синяя Борода"! Меня будто ледяной водой окатили! Так чётко, профессионально и так захватывающе Вы её нам "подали"! А не могли бы Вы показать и рассказать нам еще что-нибудь такое же интересное и неизведанное, пожалуйста?!

    Ответ: 

    Гуля, спасибо. Даже не подозревала, что мой экспериментальный ход кому-то понравился. Наоборот, создалось ощущение, что такая "искусствоведческо-психологическая" форма заметки не вызвала особого энтузиазма участников. У меня есть, конечно, идеи такого плана. Не знаю, получится ли у меня представить ли творчество моих любимых художников как "интересное и неизведанное", но буду пытаться. Хорошо, следующая заметка будет именно такого плана.)))

    1 комментарий

  • Вика ШУХАТ спросила 22 December 2009

    Простите мою темность, что такое "биоритмолог"?

    Ответ: 

    Виктория, я занимаюсь расчетом индивидуальных биоритмов человека. Это дает возможность прогнозировать его самочувствие, интеллектуальный и эмоциональный тонус с выделением опасных либо благоприятных для той или иной деятельности периодов на любой срок. Также я могу определить, на фоне какой биоритмической картины произошло какое-либо событие в прошлом. Кроме того, я могу вычислять биоритмическую совестимость двух людей и давать рекомендации по "безопасности отношений".

    14 комментариев

  • Елена Губарь спросила 8 December 2009

    Юлия,зачем сопротивлялись если хотелось? Уверена у вас бы это интересно получилось. Я просто не хотела,что бы его, как автора оценивали, потому как "принимаю" его для настроения.
    Но не об этом. А открыла вчера себе такого художника, ну лично для меня полный восторг. Спешу поделиться. Хотя может вы знаете?
    www.karnachev.ru Владимир Карначев

    Ответ: 

    Елена, извините за задержку с ответом. Дело в том, что на главной странице сайта, куда я попала по вашей ссылке, я увидела "стихотворение в прозе" искусствоведа Натальи Боровской.

    ...Довольно давно я работала журналистом и редактором в некоем издании (ныне не существующем). На правах рекламы в одном из номеров размещалась статья о петербургской фирме "Братья Манелис". С огромным удовольствием вспоминаю посещение мастерской, где создавали (и создают) прекрасные витражи и, наряду с этим, уникальные панно в технике флорентийской мозаики. Вот одно из тех произведений по эскизу Юрия Манелиса, которые я там видела: http://brothers-manelis.narod.ru/17.jpg

    Оказалось, что текст для статьи уже есть. Тот номер журнала у меня куда-то запропастился; я надеялась найти его, чтобы перепроверить фамилию автора той статьи, а потому и затянула ответ на ваш вопрос. Но я все же уверена, что этим автором была именно Наталья Боровская. Она написала хорошее эссе; чувствовалось, что она глубоко чувствует красоту камней - мраморов, яшм, сердоликов, лабрадоров. И умеет донести до читателя, как благородно мастерство Юрия Манелиса, работающего с этими цветовыми пятнами. Я общалась с этой милой женщиной только по телефону, к сожалению.

    И вот, представьте, захожу на сайт Владимира Карначева и читаю:

    Говорят, что сердолик
    на берегу океана нужно
    искать на рассвете,
    когда восходящее солнце,
    преломившись в нём,
    бьёт из него ярким
    острым лучом. Такими
    сердоликами мне
    показались работы
    ростовского художника
    Владимира Карначёва,
    когда я впервые их увидела.

    Н. Боровская

    Она сравнила цветовые пятна на его картинах именно с самоцветами! Вот такая индивидуальная манера видеть. А я бы сравнила с витражами, потому что у меня это "в опыте". Но, так или иначе, витражность-мозаичность сближает работы Карначева с декоративными панно, с прикладным искусством. Мне особенно понравились разделы "Натюрморт" ("Зебра") и "Обнаженные". Но и остальные хороши. Это очень "ваш" художник, Елена, и "проколов" со вкусом у него не бывает. Хотя одни работы могут казаться более, другие - менее интересными (в разделе "Портрет", например). Но это лишь если сравнивать Карначева с ним же самим. Профессионал отличается от талантливого любителя стабильностью результата. Он может сделать лучше или хуже, но никогда не получит результат ниже среднего хорошего уровня.

    Теперь позволю себе немного вас поправить на предмет размещения комментариев и вопросов. На Топе принят строгий порядок: все, что относится к какому-либо вопросу, может размещаться только в комментариях к данному вопросу и не должно "переползать" в другие вопросы. Это необходимо, например, для удобства поиска, который ведется по темам. Ваш вопрос о Владимире Карначеве попадает в тему "живопись"; представьте недоумение случайного посетителя, который на прославленном сайте Топ4топ входит в поиск по этой теме и вдруг читает: "Юлия,зачем сопротивлялись если хотелось?.." и т.д. Это, конечно, интригует, но не совсем то, что человек искал.)))
    Не затруднило бы вас скопировать первый абзац данного вопроса в "комментарии" к вашему предыдущему вопросу?

    Спасибо большое за знакомство с замечательным художником!

    4 комментария

  • Дмитрий Федотов спросил 7 December 2009

    http://top4top.ru/fedotov/posts/5791
    Юлия, присоединяйтесь!

    Ответ: 

    Дмитрий, оставила комментарий. Буду еще думать.

    написать комментарий

  • Елена Губарь спросила 2 December 2009

    Юлия,это довольно известный автор,но пока только в жж. Оценивать его не надо, но этот рассказ мне так понравился своими "живоописаниями на тему живописи" , думаю вам будет весело.

    Постледниковый импрессионизм.

    А вчера, по пути на фигурное катание, Ляля вкусила от древа познания полную сумку французской косметики.

    Как и всё, самое интересное в юности, это произошло на заднем сиденьи родительского драндулета. Пока рулевая мать рассыпала попутным машинам весёлые приветствия, – «Идиота обрубок», «Выбрось свои права» и «Куда прёшь, обезьяна вислоухая», - Ляля изогнулась змием, изловила сумочку, достала из неё добро, зло и быстренько всё познала.

    От раскрывшихся в косметичке перспектив девочка счастливо и тихо заскулила. В полный голос скулить было глупо, родительница бы услышала и захлопнула перспективы. Как мать и как женщина, она человек хороший, только жадный до косметики. Даже непонятно, чего так. Помаду мы не едим уже год. Редко только сорвёт башню, нападёт странная необузданность, тогда конечно, прощай, тюбик.

    Ляля пренебрегла зеркальцем, работала наощупь, руководствуясь лишь творческой интуициией и несколько льстивыми представлениями о размерах своих губ, глаз и щёк.
    Для оформления нижней части лица художник применила технику ширококого мазка. Её живописной манере оказались присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность символов и яркая звучность отдельных цветовых пятен.
    Светлые и прозрачные пейзажи правой щеки, динамичные бытовые сцены левой, как бы воспели чувственную красоту и радость жизни. Композиция дышала поэтикой, игрой линейных ритмов и тонким колоритом цыганской свадьбы. Три широких чёрных полосы через лоб, по числу пойманных канализационных люков, как бы воспели вечное стремление души ввысь, к свету, к святым угодникам Илье и Николаю, или кто там у них производит косметические наборы Bourjouis
    Глаза автор оформила с дерзким вызовом, слив в один компот аллюзии раннего Гогена, гротескный кич Лотрека и базовый принцип модернизма – «много туши не бывает!»

    - Какая странная тишина! – вдруг насторожилась Незабудкина. И посмотрела, чтоб убедиться. А на заднем сиденьи уже сидело всё, что думает Ляля о французской живописи начала прошлого века.

    Поражённая красотой и чувственной мощью мирового импрессионизма, расцветшего там, где у других детей обычно видна голова, Незабудкина исполнила тройной ритбергер. Прямо за рулём. Окружающие водители приветствовали фигуру весёлыми криками «Идиота обрубок», «Выбрось свои права» и «Куда прёшь, обезьяна вислоухая».

    Конечно, Ляле не следовало в таком виде показываться матери. Это была девичья беспечность. Мать тоже женщина, ей завидно. Надо было выскакивать из машины и бежать к людям, навстречу восторгам других человеков, понимающих высокий мейк-ап.

    Незабудкина решила, что выпускать на лёд такое Ботичелли нельзя. Все ведь убегут и будет скучно. Внутренний Люсин Мойдодыр поклялся поймать искусство, оттащить к воде и превратить назад в ребёнка. А горячую воду на каток не завезли. И водостойкая тушь дерзко рассмеялась в лицо внутреннему Люсиному Мойдодыру. Но и тот оказался не промах, и вскоре фигуристка Алика С. выкатилась на лёд с лицом, которое вы не сможете себе представить, если не видели позднего Моне. Ну, эти его пруд, кувшинки, солнечные блики на воде... Собственно блики и составили суть Лялиного образа.

    А сегодня Ляля сказала:
    - Когда вырасту, стану дядей.
    И я её прекрасно понимаю.

    Ответ: 

    Елена, извините, что долго не отвечала. Подавляла в себе желание всё-таки написать рецензию на текст. Но раз не надо - значит, не надо. Справилась с собой)))).

    Спасибо. Посмеялась)).

    написать комментарий

  • Елена Губарь спросила 15 November 2009

    Юлия, спасибо что ответили,хотя и не мне. Да, в одном правы, картины покупают, даже все, не смотря на то, что много я сама бракую и зарисовываю. Сказать про себя комерческая, но ведь просто делаю то что чувствую, значит честно. Когда начинала было много размышлений в работах, а теперь главное не написать негатив, его так много вокруг. Да и сама лечусь яркими красками. Да, пишу мастихином,что бы не повторяться. Мой любимый из современных художников это Хамид Савкуев.

    Ответ: 

    Елена, раз уж я отвечаю на два ваших вопроса сразу, то о "ярких красках" скажу здесь. Вы одарены, я бы сказала, "цветовой витальностью", склонны работать на контрастах, и это очень хорошо. Но пострайтесь теперь добиться более грамотной и благородной нюансировки. Например, вы пишете картину "Венеция" и передаете фактуру пурпурного бархата, выделяя ребра складок насыщенным холодным розовым цветом. Не повторяйте оттенок этого цвета, чтобы не было того, что художники называют "попаданием"; чуть варьируйте его по светлоте и по теплоте, и живопись сразу станет профессиональнее.

    написать комментарий

  • Елена Губарь спросила 15 November 2009

    Юлия, посмотрела,почитала и решилась все же спросить Ваше мнение о своих работах, не то что бы критики боюсь,но наверное боюсь,что услышу то что знаю,сколько можно быть в поиске? Наверное более цельный этап это 2001-2003,а потом все время волны, все меняется только от смены места жительства,пишу в Питере выходит одно, за границей совсем другое. Сайт рабочий потому не отсортирован конечно. С уважением Елена www.goubar.ch

    Ответ: 

    Елена, по сгармонированности цвета я бы выделила: "Старик" и "Запах роз" 2001-2003, первая лучше (на мой вкус). "Карнавал" тоже останавливает внимание. "Акт" 2004-2005 мне очень симпатичен; локальные голубые участки повторяются несколько назойливо, но есть приятная непосредственность и характер. Больше интересных работ за последние три года. "Красный диван", может быть, самая лучшая за 2006-2008, но из этого раздела мне неплохими показались еще и "Новый год", и "Венеция", в которой вы счастливо избежали ядовитых сочетаний. "Манекены" интересны по задумке. А в этом году вы сделали "Автопортрет", о колористическом совершенстве которого можно спорить, но контраст "вангоговской" мазковой манеры с неожиданно твердой, скульптурной трактовкой лица необычен и создает выразительный образ. "Гейша" мне откровенно понравилась.

    Не переживайте вы из-за частых смен манеры! Я посмотрела всё, начиная с 1990 года, и могу сказать, что эти смены манер вам на пользу. Вы впечатляюще растете как художник, несмотря на то, что у вас нет, насколько я поняла, специального образования, а значит, не было и учителя, который вас ориентировал бы. Ориентируетесь сами, пробуя разное, - а как же еще? В последнее время, я вижу, даже в абстрактной манере что-то сделали, и слава Богу. Мне нравится, что у вас все меньше романтичной манерности и все больше твердых, умных работ со смелой композицией, а цветовые решения все гармоничнее. В вашем случае цельность - вовсе не то, к чему следует стремиться. Вы еще не вполне "пришли к себе".

    18 комментариев